Как своими руками собрать споттер из сварочного аппарата

Споттер (spot с английского – место, точка) – это устройство для сварки по точкам, оно активно используется в процессе работ по рихтовке автомобиля. Кузовные работы требуют от исполнителя предельной точности и воссоздания изначальной геометрии элемента. Необходим специальный инструмент для создания идеального внешнего вида. Рихтовщики часто применяют споттеры, которые помогают без демонтажа вернуть изначальное состояние детали. Аппарат относительно дорогостоящий, но возможно изготовить споттер своими руками.

Особенности применения споттера

Аппарат в работах по рихтовке применяют для:

  • корректировки поверхности кузова без демонтажа;
  • сварки кузовных элементов.

Особенно удобен и эффективен аппарат для воздействия на участки или детали машины со скрытым либо неудобным расположением. Споттер применяется при невозможности использовать альтернативные методы рихтовки из-за ограниченного доступа к повреждённой области.

Принцип работы инструмента сводится к нескольким основным этапам:

  1. Зачистка повреждённой области от лакокрасочного покрытия, шпаклёвки, остатков грунтовки и т. д.
  2. Приваривание особых деталей крепежа к деформированному участку.
  3. За фиксатор зацепляют инерционный молоток, им выравнивают металл.

Полезное свойство устройства – способность прогревать деталь. В процессе нагрева и остывания быстрее и эффективнее восстанавливается форма и жёсткость.

Его можно сделать самостоятельно, если знать все тонкости

Иногда, когда возникает необходимость выполнить срочные работы по сварке, мастеру никак не обойтись без специального аппарата

Как работает споттер?

В устройства задействуется инвертор, но также используется аккумулятор и трансформатор для споттера. В основе инструмента лежит принцип работы молотка, он воздействует на одну точку, единственным отличием является обратная направленность эффекта.

Стандартный пример работы:

  • обратный молоток – это направляющая и утяжелитель на ней, который прикрепляется к деформированному участку;
  • тяжёлая шайба движется по направляющей в сторону, противоположную вмятине. Инструмент обеспечивает расправление металла по точкам.

Стандартное электрическое приспособление для рихтовки способно работать в двух режимах:

  • непродолжительный. Направляющая фиксируется в желаемом месте с помощью колец;
  • сварочный. Для сварки установка переводится на минимальные показатели мощности и вставляется угольный электрод.

Споттер своими руками на основе инверторов

Существует ряд схем, по которым изготавливается самодельный споттер. Споттер из сварочного аппарата своими руками является самым известным и простым в исполнении методом изготовления установки. Чертёж споттера из инвертора распространён в сети в различных модификациях, популярность обусловлена высокой мощностью установки.

Контактная сварка – это сварочный метод, выполняемый с помощью электрического тока

Собрать споттер своими руками из сварочного аппарата

Аппарат причисляют к разновидностям контактного вида сварки, для использования не требуются клещи. По указанному параметру споттер сравним с электродуговой сваркой, где ток проходит через корпус авто. Клемму «минус» фиксируют на кузове, а в роли контакта на «плюс» будет использоваться насадка и шток.

Схема инверторного споттера

Самодельный споттер своими руками, который собирается из полуавтомата, требует использование двух основных запчастей:

  • реле тиристора;
  • сварочного инвертора.

Своими руками собрать самый простой споттер легко при наличии:

  • трансформатора, он призван снижать напряжение до 12 В, его требуется установить для управления реле через кнопку;
  • тиристора 200 В;
  • реле 30 А;
  • диодного моста;
  • переключателя контактов на 220 В;
  • кнопки для регулировки работы.

Мост из диодов включается в сеть до трансформатора. К мосту подключают тиристор от реле. Трансформаторная установка пригодится для питания ветки управления в цепи тиристора.

Самодельный споттер своими руками

Схема инверторного споттера

Споттер своими руками из полуавтомата имеет следующую схему:

  1. Когда произойдёт нажатие на кнопку управления S3, активируется разряжение конденсатора C1, кратковременно активируется резистор R1 вместе с тиристором V9.
  2. Напряжение поступает на обмотку трансформатора через блок диодов Д232.
  3. Запускается процесс сварки кузова посредством электрода.
  4. Когда конденсатор C1 потеряет заряд, закрывается тиристор и напряжение с трансформатора перенаправляется.
  5. После обесточивания обмотки процесс сварки завершается, теперь конденсатор С1 переходит в режим накопления энергии от трансформатора T1.

Если перед тем как сделать споттер своими руками, не удалось найти мост диодов и тиристор, есть возможность их замены симисторами.

Для качественной работы споттера на основе автомата важно тщательно продумать конструкцию и схему устройства. Даже дешёвые устройства должны соответствовать минимальным требованиям к установке.

Материалы

Споттер из сварочного аппарата потребует наличие материалов и инструментов для создания установки. Необходимо листовое железо 35-40 см2, так как сделать споттер без него не получится из-за риска перегрева. Температура на самодельном оборудовании повышается только в местах после кабеля, дополнительно сильный нагрев наступает на штоке из железа в диаметре 16 мм. Для снижения температуры на штоке предпочтительно использовать латунь.

Споттер из сварочного аппарата можно сделать с минимальными затратами в плане материалов и времени

Сварочный трансформатор под споттер, предназначенный для точечных работ, несколько отличается от классической конструкции

Характеристика силового кабеля определяется в зависимости от мощности споттера, но предпочтительно выбирать 70 мм2 и больше. Провод на массу лучше взять длиной 1,7 м, а для подключения молотка – 2,1 м. Споттер своими руками из аккумулятора желательно оснащать управлением с посредством импульсов через тиристор ТЧ-40.

Изначально наружная обмотка трансформатора наносится с помощью шины из меди с размерами 6, 5, 4 на 3-м слое обмотки. Допускается при использовании батареи заменять провод на алюминиевый. На вторую обмотку наносится дополнительно ещё две. В конце работ аппаратура на основе аккумулятора должна получиться из алюминия или меди с площадью 250 мм2 (5 обмоток по 6 витков).

Важно обращать внимание не только на функциональность установки, но и на удобство эксплуатации. Конструкция инерционного молотка создаёт условия для безопасного и лёгкого использования аппарата. Преимущественно используется запчасть клеевого пистолета.

На силовой кабель обязательно накладывается слой термоизоляции и провод для коммутации. Термоизоляцию стоит накладывать с запасом, так как при нагреве она стягивается и участок может оголиться.

Ключевые функции и технические характеристики споттера

Независимо от рода устройства: заводская (используется в промышленности) или самодельная конструкция, у них одинаковые функции:

  • сваривание элементов корпуса с использованием ремонтных шайб;
  • точечная сварка электродом из металла. Штырь подбирается прочный, чтобы с его помощью удалось вытянуть корпус;
  • способность нагревать детали корпуса посредством электрода углеродного типа и резко охлаждать основу. Подобная функция способствует созданию осадки металла;
  • за счёт двух режимов работы улучшается эффективность и простота применения устройства. При активации первого режима наступает стабильная работа, он предназначен для использования с углеродным электродом. Второй режим подразумевает непродолжительное включение, время активности выставляется вручную. Используется вместе с железным электродом, нередко применяется для установки шайб;
Они должны быть сделаны своими руками из расчета на большой ток и малое напряжение

Споттеры для точечной сварки должны быть ограничены временем сваривания детали

В аппарат встроена охладительная система и термостат для деактивации в случае сильного нагрева. Отключение и включение выполняется автоматически при достижении установленных отметок.

Базовые характеристики споттеров:

  • напряжение в сети питания для правильной работы установки – 220 В (иногда 380 В);
  • частота переменного тока – от 50 до 60 Гц;
  • предельная мощность аппарата – 10 кВт;
  • сила тока в режиме максимальной нагрузки – 1300 А;
  • напряжение во 2-м слое обмотки сварочной установки – 8-9В;
  • диапазон времени активности – от 0 до 1,2 с;
  • 2 режима работы: с включением таймера (для сварки по точкам) и непрерывная работа в стандартном режиме и темперировании;
  • производительность при установке режима точечной сварки при соотношении с предельной мощностью на выходе – 15%;
  • производительность в случае использования угольной сварки в отношении к максимальной мощности на выходе – 75%;
  • усилие на разрыв иглы – свыше 100 кг;
  • тяговое усилие в отношении шайбы – свыше 100 кг;
  • габариты конструкции – 380х290х840 мм;
  • масса – 32 кг.

Как сваривать детали с помощью споттера?

Сегодня разработана единая технология использования установки, которая применяется всеми профессиональными рихтовщиками. Чаще всего методика уместна для работы с деформированными деталями, находящимися в труднодоступных местах. Такая сварка используется для рихтовки повреждённых крыльев, дверей, стоек. Споттер пригодится для корректировки любой поверхности, которая нуждается в выравнивающих усилиях с обратным направлением.

Сделать споттер для точечной сварки и другие приборы для прочих видов сварки контактного типа своими руками можно

Контактная сварка нуждается в коротком импульсе напряжения

Сварка по точкам задействует передающийся ток для создания сцепления с деталью. Далее, к участку прикрепляется упор или инерционный молоток. Перечисленные манипуляции обеспечивают быстрое и качественное восстановление кузова.

После довода кузовного элемента к изначальному состоянию зацеп убирается, а поверхность зачищается. Шлифовка необходима из-за наличия на корпусе остатка металла от сварки, иначе гладкую поверхность установить не получится.

Технология работы со споттером:

  1. Повреждённый участок детали очищают от всего покрытия, должен создаться качественный контакт с металлом.
  2. К зачищенному месту подключают контакт для заземления.
  3. Приваривают крепеж для зацепа инструментов.
  4. При помощи инструментов для выравнивания металлов зацепляются за фиксатор.
  5. Вытягивают участок до восстановления изначального состояния или близкого к нему.
  6. Прикреплённый зацеп круговыми движениями отрывают вручную.
  7. Зачищают поверхность до восстановления гладкого состояния и готовят её к шпаклёвке и окрашиванию.

Споттер по типу работы подобен сварочной установке, для его использования желательно иметь базовые навыки выполнения сварки. В процессе манипуляций обязательно нужно следить за правилами эксплуатации и личной защиты. Аппарат пригодится для всех типов восстановительных работ с кузовом авто, где требуется точечное воздействие.

Советы специалистов

Мастера с опытом выполнения кузовных работ рекомендуют:

  • следить за заземлением корпуса – это обязательная мера безопасности. От аккумулятора следует отключать клемму «минус»;
  • дополнить схему споттера вспомогательными элементами цепи для предотвращения перегрузки и повышения мощности;
  • при желании рихтовать аппаратом силовые элементы авто выбор отдавать более мощным аппаратам. В них устанавливается стальной прут вместо электрода.

Собственноручно создать споттер несложно при наличии всех материалов и времени, только важно продумать расположение и тип элементов схемы. Простейшее устройство позволяет рихтовать авто в гараже, но на производствах его будет недостаточно.

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв

MensDrive.ru